Ротонда

Сергей Псарев
           Ходу туда от Сенной площади оказалось не более десяти минут. Это трехэтажное здание, считающееся памятником архитектуры федерального значения и одновременно самым загадочным местом в Санкт-Петербурге, было построено в 1780 – 1790-х годах и известно сегодня как “дом Евментьева”, по фамилии одного из владельцев. Адрес у него оказался двойной: по фасаду это набережная реки Фонтанки, 81 и вход через ворота с Гороховой, 57. Ворота, по счастью, сегодня были открыты, и мне не составило большого труда оказаться в ухоженном дворике этого жилого дома. Здесь же, в сквере, на лавочке замечаю двух девушек,  гревшихся  на солнце. Они с наслаждением покуривают на двоих одну сигаретку и жмурят глаза как ленивые кошки.  Интересуюсь Ротондой,  мне охотно показывают на пятую лестницу и участливо желают не пропасть там. Дожидаюсь первого жильца, вежливую интеллигентную старушку и захожу вместе с ней за железную дверь. С нарастающим волнением делаю несколько шагов по короткому узкому коридору, и  вижу ЕЕ…
            Ротонда оказывается круглой парадной с шестью синими колоннами, вокруг которых спиралью поднимаются вверх две симметричные чугунные  лестницы без площадок. Внизу, из темноты, освещенная сфера потолка создает ощущение дороги, уходящей в небо. Уже тогда, сразу же после завершения постройки, по Петербургу поползли слухи, что дом предназначен для собрания масонских лож, или даже для сатанинского храма. Будто, даже сам Сатана спускался ночью по этой лестнице в Петербург. В глаза сразу бросается необычный рисунок решеток, в которых можно без труда узнать стилизованные символы масонского ордена. Считается, что Пьера Безухова принимали в масоны именно в этой Ротонде. В начале XX столетия тут размещался кафе-шантан и танцкласс Марцинкевича -  заведение тогда имело в городе дурную славу. Его частым посетителем был широко известный старец, Григорий Распутин. О Ротонде долгие годы рассказывают  непонятные и загадочные вещи. Уже много лет она служит культовым местом бунтарской и неформальной питерской молодежи, известным еще и как “Центр мироздания”. Здесь бывали Виктор Цой, Константин Кинчев и многие другие  рокмузыканты.  Побывал в Ротонде и известный актер, герой “Ночного дозора” и “Адмирала” Константин Хабенский.
             Говорят, что  это место с необычной, насыщенной атмосферой, которая создавалась приходившими сюда людьми на протяжении не одного века. Считается, что отсюда можно выйти в параллельные миры, или осуществить желаемое,  сделав о нем надпись. Теперь стены расписаны вдоль и поперек местной тусовочной молодежью, это  открытые души, настоящий многотомный роман в камне. Не останавливает даже недавно сделанный ремонт. Гадости пишут очень редко, все чаще пожелания любви и счастья себе и близким,  просьбы получить образование. Вижу в потемках, у подножья лестницы, маленькую дверь, ведущую в подвал. Ходят слухи, что именно там можно перемещаться во времени,  а спустившийся туда пару лет назад юноша и вовсе, сошел с ума. Кроме того, принято считать, что если подниматься по лестнице, закрыв глаза, то никогда не дойдешь до конца. Рискнул попробовать, и действительно чувство более чем странное – ощущение бесконечности. Кроме того, говорят, что если правильно сесть на ротондовском тупичке, то можно увидеть тень седьмой невидимой колонны. Виною ли тут самовнушение, или место это действительно странное, сказать трудно. Правда, есть и безусловные особенности – очень интересные акустические эффекты. Сказанное что-то шепотом на расстоянии стен,  второй человек услышит ясно и отчетливо, и это истинная правда. Вот и самая верхняя площадка лестниц, ведущих в Ротонде, по сути, в никуда. Заглядываю в окно этого последнего этажа на улицу. У него печальная известность окна самоубийц и действительно, случаи суицида здесь раньше были нередки. Многое теперь уже кануло в прошлое: подъезд закрывается, и прежних сборов молодежи нет. Теперь обитатели местных коммунальных и отдельных квартир просят от неизбежных посетителей культового места только тишины. Уходя, еще раз бросаю взгляд на настенную надпись: “Ну что? Не верили? СБЫЛОСЬ! Вот как бывает…”
            Из этого мрака теперь просто тянет выйти в залитый теплым весенним солнцем сквер. Здесь же, рядом с невидимой теперь Ротондой, находится колледж  культуры и искусства, стайкой весело щебечет молодежь. Живо обсуждаются новости,  учебные  и не очень, у кого и где сегодня будут встречи на “Ваське” или на “Болтах”, и кто пойдет 24-го на премьеру в МДТ – Театр Европы. Вот зазвучал аккордеон, и из окон полилась очень знакомая французская мелодия. Это все было уже нашей жизнью, такой близкой и знакомой. Как и эта белая скромная фигурка во дворе в самом конце аллеи у старых высохших черных деревьев. Там стоит памятник поэтессе Ольге Берггольц и на камне выбиты ее строки:
               
                Из недр души
                я стих свой выдирала,
                Не пощадив
                живую ткань ее.

               Хорошо, что этот памятник находится именно здесь, рядом с исписанными стенами Ротонды. Может быть, это будет напоминанием о страшной цене человеческого слова и настоящей, муками выстраданной, правде. Ведь нам, живущим сегодня, без этого тоже никак нельзя.